Жанры более подробно

1. Фантастика (от греч. phantastike — искусство воображать) — разновидность художественной литературы; её исходной идейно-эстетической установкой является диктат воображения над реальностью, порождающий картину «чудесного мира», противопоставленного обыденной действительности и привычным, бытовым представлениям о правдоподобии.
Истоки фантастики
Истоки фантастики — в мифотворческом народно-поэтическом сознании, выразившемся в волшебной сказке и героическом эпосе. Фантастика в существе своём предопределена многовековой деятельностью коллективного воображения и представляет собой продолжение этой деятельности, используя и обновляя постоянные мифические и сказочные образы, мотивы, сюжеты в сочетании с жизненным материалом истории и современности. Таким образом возникает предуказанный («архетипический») принцип фантастического правдо- и жизнеподобия, сообразного нравственным и эстетическим закономерностям воображаемого сказочно-мифологического мироздания и составляющего разрастающееся мозаичное целое. Фантастика эволюционирует вместе с развитием литературы, свободно сочетаясь с различными методами (в том числе с реалистическим) изображения идей, страстей и событий. Особенно плодотворным, однако, оказалось сочетание фантастики с романтизмом.
В настоящий момент в фантастике выделяют несколько основных направлений, имеющих характерные особенности, например научная фантастика, фэнтези, альтернативная история.

I. Нау́чная фанта́стика (НФ) (от греч. phantastike — искусство воображать), — жанр в литературе, где собыстия происходят в мире отличающемся от современной или исторической реальности в по крайней мере в одном значимом отношении. Отличие может быть технологическим, физическим, историческим, социологическим, и.т.д., но не магическим (см. Фэнтези). Появление фантастики было вызвано промышленной революцией в XIX веке. Первоначально научная фантастика была жанром литературы, описывающим достижения науки и техники, перспективы их развития и т. д. Часто описывался (как правило, в виде утопии) мир будущего. Классическим примером такого типа фантастики являются произведения Жюля Верна.
Позднее развитие техники стало рассматриваться в негативном свете (антиутопия). Пример: «Машина времени» Герберта Уэллса.
Антиутопия описывает не только негативное развитие техники в будущем. В XX веке появилась также социальная фантастика, описывающая не изменения техники в будущем, а изменения общества. Самый известный пример — антиутопии «1984» Джорджа Оруэлла, «451 градус по Фаренгейту» Рэя Брэдбери.
В 1980-х годах начал набирать популярность антиутопический поджанр киберпанк. В нем высокие технологии соседствуют с могуществеными системами контроля и власти. Центральной темой этого жанра является внутренняя жизнь этих систем, а также жизнь маргиналов, противников режима в условиях глобальной компьютеризации и кибернетизации. Известные примеры: «Джонни Мнемоник», «Матрица», «Лабиринт отражений».

II. Киберпа́нк (англ. cyberpunk, от слов cybernetics — кибернетика и punk — дрянь, отребье) — жанр научной фантастики, фокусирующийся на компьютерах, высоких технологиях и проблемах, возникающих в обществе в связи с губительным применением плодов технологического прогресса. Иногда киберпанками называют ироничных пользователей сети Интернет, а также хакеров. Термин киберпанк придуман и введён в употребление писателем Брюсом Бетке, который в 1983 году опубликовал одноимённый рассказ.
Киберпанк, как жанр твердой фантастики, был фактически основан в начале 80-х годов прошлого века проживающим в Канаде писателем-фантастом Уильямом Гибсоном. После издания романа «Нейромант» (англ. Neuromancer, 1984, иногда упоминается как «Нейромантик») Уильям Гибсон признаётся литературным лидером жанра.
Киберпанк появился в значительной степени в противовес так называемой «гуманистической фантастике». Это связано с тем, что к началу 80-х годов произошли крупные изменения в области информационной техники и биотехнологий, которые не могли быть осмыслены ветеранами научно-фантастического жанра. Киберпанк был нацелен на ближайшее будущее и требовал от читателя хорошей осведомленности в вопросах развития технологий, особенно компьютерных и сетевых.
Сюжетом киберпанковых произведений часто становится борьба хакеров с могущественными корпорациями. Главный положительный персонаж зачастую представляется киберпреступником, маргиналом без системного образования. А мотивация отрицательных персонажей объясняется их принадлежностью к правящим миром транснациональным корпорациям или зависимостью от них. Общая особенность лучших произведений жанра заключается в том, что воплощённый в них художественный мир представлен технологической утопией или антиутопией. В мире киберпанка высокое технологическое развитие зачастую соседствует с глубоким социальным расслоением, нищетой, бесправием, уличной анархией в городских трущобах.
   Элементы киберпанка:
    • киберпространство
    • виртуальная реальность
    • искусственный интеллект
    • киборги, биороботы
    • городские трущобы в постапокалиптическом стиле
    • влиятельные крупные корпорации, т. н. дзайбацу
    • криминальные синдикаты, мафия
    • хакеры
    • киберпреступность, кибертерроризм
    • отрицательные герои с неординарной внешностью и манерами
    • нанотехнологии, биоимплантаты
    • генная инженерия
    • наркотики и необходимые для выживания лекарства

III. Фэ́нтези (англ. fantasy — фантазия) — поджанр фантастической литературы, появившийся в Англии в середине XX века. Произведения этого поджанра написаны в эпической сказочной манере, используют мотивы древних мифов и легенд. Сюжет обычно построен на магии, героических приключениях и путешествиях; в сюжете обычно присутствуют волшебные существа; действие происходит в сказочном мире, напоминающем Средневековье. Зачастую фэнтези построено на основе архетипических сюжетов.
В отличие от научной фантастики, фэнтези не стремится объяснить мир, в котором происходит действие произведения, логически. Сам этот мир существует в виде некоего допущения (чаще всего его местоположение относительно нашей реальности вовсе никак не оговаривается: то ли это параллельный мир, то ли другая планета — абсолютно неясно).
Разница между Научной фантастикой и Фэнтези.
Научная фантастика - это часто мысленный эксперимент. В текст вводится одно или несколько ФАНТАСТИЧЕСКИХ ДОПУЩЕНИЙ. Во всем остальном действие развивается в соответствии с законами логики, физики и здравого смысла.
В фэнтези часто исследуются моральные и этические аспекты поступков главных героев. Чтоб не затенять главное, требования к логичности и достоверности мира часто снижаются до необходимого минимума. Картина мира также часто дается упрощенной или сказочной.

  А. Фэнтези меча и магии (Героическое фэнтези)
Успех этой серии породил множество подражаний (Фриц Либер, Фред Саберхаген, Ларри Нивен) и в результате почти все герои таких книг — физически развитые варвары двухметрового роста, предпочитающие большое двуручное оружие, редко умеющие читать. Герои героического фэнтези путешествуют в одиночку или подбирая на время каких-нибудь экзотических спутников, предпочитают решать проблемы методом грубой силы. Круг обязанностей героев достаточно широк: странствование по миру, истребление различной нечисти, противостояние мелким Тёмным властелинам, спасение красавиц, добыча ценных артефактов.

  Б. Высокое (эпическое) фэнтези
Произведения этого жанра выдержаны в серьёзном тоне. Эти эпические полотна в основном описывают борьбу со сверхъестественными силами зла. Жанр характеризуется наличием фантастических рас (эльфы, гномы, орки), концепции магии, подробными картами мест действия, угрожающими пророчествами, изобретёнными языками и многотомными размерами.

  В. Дарк Фэнтези (Dark Fantasy)
Буквально «тёмное» или «мрачное» фэнтези — поджанр, находящийся на стыке между готикой и фэнтези. Главное отличие от готики в том, что действие происходит в фантастическом мире, напоминающем Средневековье.
Каков, например, канон эпика? Имеется некий мир, живущий нормальной жизнью. Но вот объявляется Вселенское Зло...
А вот в темном фэнтези Зло уже находится у власти, и его проявления воспринимаются обывателями как должное. Некромант гадает по внутренностям выпотрошенного младенца? Да все уважающие себя маги так делают! Колдунья принимает ванну из крови юных девственниц? Зато как сохранилась, ей уже 600 с гаком стукнуло, а больше 150 не дашь! В соседней лавке покупки заворачивают в человеческую кожу? Так незачем шляться по секонд-хэндам, в шикарном бутике ваше приобретение упакуют в выделанную бисером эльфийскую шкурку...

  Г. Игровое фэнтези
Игровое фэнтези вдохновлено ролевыми играми. Обычно книги этого жанра похожи на описание событий произошедших в игре — группа героев путешествует по миру, подчиняясь ролевым правилам (например в наложении заклинаний).

  Д. Историческое фэнтези
Этот поджанр тесно связан с альтернативной историей. Действие обычно происходит в прошлом, на фоне известных исторических мест, событий или эпох, но с добавлением таких элементов фэнтези, как магия или мифологические существа.
Ж. Юмористическое фэнтези
Книги этого жанра в основном юмористические по содержанию и тону. В них часто высмеиваются штампы фэнтези, пародируются известные произведения.

  Е. Фэнтези без магии
В этом жанре нет магии. Первым произведением такого поджанра является «За тёмными лесами» Пола Стюарта и Криса Риддела.

IV. Альтернати́вная исто́рия — жанр фантастики, посвящённый изображению реальности, которая могла бы быть, если бы история, в один из своих переломных моментов, пошла по другому пути.
В произведениях, созданных в жанре альтернативной истории, непременным элементом сюжета является изменение хода истории в прошлом (относительно момента создания произведения). По фабуле произведения, в некоторый момент прошлого по какой-либо причине, либо случайно, либо в результате вмешательства внешних сил, например, пришельцев из будущего, происходит что-то отличное от происходившего в реальной истории. Случившееся может быть связано с широко известными историческими событиями или историческими личностями, а может казаться, на первый взгляд, малозначительным. В результате этого изменения происходит «разветвление» истории — события начинают развиваться по другому пути. В мире с изменённой историей и происходит действие. Оно может проходить в любое время — и в прошлом, и в настоящем, и в будущем, но на происходящие события существенным образом влияет факт изменения истории. В одних случаях описываются события, связанные с самим «разветвлением», в других изложение фокусируется на ситуациях, необычных в силу изменения реальности, в третьих основной темой становятся попытки героев с помощью путешествия во времени вернуть историю в изначальное русло, вторично изменить её в другом направлении или, наоборот, «закрепить» изменённую реальность.
В некоторых произведениях вместо или вместе с идеей перемещения во времени используется идея параллельных миров — «альтернативный» вариант истории реализуется не в нашем мире, а в параллельном, где история идёт другим путём. Такая трактовка позволяет устранить известный логический парадокс путешествия во времени, называемый иногда «парадоксом убитого дедушки».

2. Готи́ческий рома́н (англ. the Gothic novel) — романтический «чёрный роман» в прозе с элементами сверхъестественных «ужасов», таинственных приключений, фантастики и мистики (семейные проклятия и привидения). Развивался в основном в англоязычной литературе. Название — от архитектурного стиля готика (действие романов часто разворачивается в старых готических замках).
На протяжении XIX века развивался также родственный жанр: «готический рассказ» или «рассказ с привидением» (англ. ghost story; классики жанра — Шеридан Ле Фаню, М. Р. Джеймс и др.).
В XX веке из этого жанра отпочковалась «литература ужасов» (Лавкрафт, Стивен Кинг), а на стыке фэнтези и готики появился жанр Dark Fantasy.

I. Мистический роман – субжанр Готического романа. Отличительной чертой М.Р. является присутствие сверхъестественных существ – вампиров, оборотней и пр. В таких романах автор фантазирует о быте и нравах мистических и легендарных существ, об их внешности, способностях, манерах поведения, случаях соприкосновения с нашей реальностью. (Энн Райс)

II. Ужасы (хорор) - к ужасам относят произведения, которые призваны напугать, вселить чувство тревоги и страха, создать напряжённую атмосферу ужаса или мучительного ожидания чего-либо ужасного - т. н. эффект «саспенс» ( suspense - неопределённость). Часто с мистической подоплекой.

3. Детекти́в (англ. detective, от лат. detego — раскрываю, разоблачаю) — преимущественно литературный и кинематографический жанр, произведения которого неизменно содержат иллюстрации преступных деяний, следующего за ними расследования и определения виновных. Конфликт строится на столкновении справедливости с беззаконием, завершающемся победой справедливости.
Детектив - субжанр более общей категории криминальных романов. Он фокусируется на действиях детектива, частного сыщика, либо начинающего сыщика в разрешении мистических обстоятельств преступления путем нахождения ключей к разгадке, расследования, и искуссных умозаключений. Удачный детективный фильм часто скрывает личность преступника до концовки истории, затем добавляет элемент неожиданности в процесс ареста подозреваемого.

4. Фанфик(также фэнфик; от англ. fan — поклонник и fiction — вымысел, выдумка, чтиво) — разновидность творчества фэнов (поклонников популярных произведений искусства), производное литературное произведение, основанное на каком-либо оригинальном произведении (как правило, литературном или кинематографическом), использующее его идеи сюжета и (или) персонажей. Фанфик может представлять собой продолжение, предысторию, пародию, «альтернативную вселенную», кроссовер («переплетение» нескольких произведений), и так далее.
Написание и опубликование фанфиков, известное под названием фэнфикшен (фанфикшен; от англ. Fan fiction — фэнская литература) может рассматриваться, в зависимости от законодательства страны, в качестве нарушения авторских прав создателей оригинальных произведений, что ограничивает коммерческую ценность такого рода творчества. Именно поэтому подавляющее большинство подобных произведений создаются просто для забавы (или вообще ради шутки), редко доходя до «настоящей» публикации в серьёзном издательстве.
С другой стороны, некоторые публикующиеся современные российские писатели-фантасты (Ник Перумов, Кирилл Еськов, Татьяна Матвеева, и др.) сначала приобрели достаточно широкую известность именно в качестве создателей фанфиков, и лишь затем начали широко демонстрировать плоды независимого полёта авторской художественной фантазии.

5. Любовный роман — особый жанр литературы, где главный герой или главная героиня оказывается в ситуациях, когда им приходится страдать, терпеть унижения, но в результате добивается признания.
Любовный роман относят к «Красивым текстам».
«Красивые» тексты — это тексты, которые описывают переживания и страдания героя, а чаще героини, оказавшейся в необычных обстоятельствах.
Действия в «красивых» текстах происходят часто в необычных местах. Распространено описание здания (наименование части дома, внутреннего убранства, описание комнаты, преграды). «Текстовое» время «красивого» текста — это время волнений, переживаний и страданий героини.
Стиль «красивых» текстов приподнятый, изысканный и нарочито красивый; он словно копирует устную возбужденную речь демонстративной личности, полную инверсии.

6. Паро́дия — произведение искусства, намеренно повторяющее характерные черты другого, обычно широко известного, произведения или группы произведений, причём в форме, рассчитанной на создание комического эффекта.
Пародии могут создаваться в различных жанрах и направлениях искусства. Вероятно, наиболее распространены литературные пародии, как прозаические, так и поэтические.